понедельник, 22 ноября 2010 г.

Билль о правах: новый и негодный

В мае прошлого года президент Обама с большой помпой подписал принятый Конгрессом закон, регулирующий права банков во всем, что касается кредитных карточек. «Отныне потребители будут иметь сильную и надежную защиту, каковой они заслуживают!» провозгласил президент, имея в виду федеральное правительство. Обамовские пропагандисты поспешили назвать закон «новым биллем о правах».

Хотя полностью закон вошел в силу только в понедельник, 23 августа, достижения ломоносова в астрономии многие его положения уже практиковались в минувшие месяцы, и это позволяет сделать кое-какие выводы. Главный вывод: процент, взимаемый банками с пользователей кредитных карт, не снизился, а вырос. Во втором квартале текущего года средний процент был равен 14,7 на 1,6 выше, чем во втором квартале прошлого года, когда Обама подписал закон. 14,7 высший квартальный процент начиная с 2001 года. И это при том, что банки дают займы под 3,25%. Разница между банковским процентом и процентом за пользование кредитными карточками достигла 11,45 самая высокая за последние 22 года.

В чем дело? В правилах, навязанных банкам обамовским «биллем о правах». Если частному сектору грозят потери в связи с вмешательством государства, то эти потери возмещает рядовой потребитель. Война федерального правительства против банков привела к росту расходов потребителя.

До того, как закон был принят, банки повышали процент тем владельцам карт, которые не оплачивали вовремя месячные счета. Банки штрафовали должников. Закон резко ограничил право банков применять подобные наказания к проштрафившимся клиентам. Закон есть закон, и он заставил банки изменить меры для защиты от неблагонадежных должников.

Во-первых, банки ограничили возможность получения кредитных карт. В прежние времена ее мог получить едва ли не каждый желающий. Теперь банки выдают карточку, как правило, лишь тем, в чьих возможностях платить по счетам не сомневаются.

Во-вторых, банки стали ограничивать возможные расходы владельца карточки. В прежние времена, если клиент вовремя оплачивал месячные счета, они охотно повышали предельную сумму. Отныне не торопятся делать это.

В-третьих, банки повысили для новых клиентов первоначальный процент. Логика проста: вас не устраивает такой процент, значит, у вас не будет карточки.

Новая политика банков, вызванная принятым в прошлом году законом, ударила не только по потребителю-индивидууму, но и по малому бизнесу. Ни для кого не секрет, что владельцы таких предприятий часто занимали у банка деньги, пользуясь своими кредитными карточками. Но поскольку банки установили более жесткий потолок кредита, тысячи и тысячи бизнесменов лишились возможности прибегать к такому виду банковского займа. Результат? Министерство труда сообщило недавно, что более чем 60% новых безработных в частном секторе в последнем квартале 2009 года пришлось на бизнесы, в которых работает меньше 50 человек. Если мы вспомним, что становым хребтом американской экономики являются не гигантские компании, а малый бизнес, то можем смело утверждать, что принятый в прошлом году закон лишь усугубил нынешнее печальное состояние экономики. Страдает в первую очередь тот самый потребитель, на защиту которого якобы встал Обама. И это только цветочки, ягодки впереди.

Принятый в июле закон о финансовой реформе предусматривает создание Бюро финансовой защиты потребителя. Во главе этой организации Обама поставил Элизабет Уоррен, профессора-правоведа юридической школы Гарвардского университета, где она преподавала законы, связанные с коммерческой деятельностью, банкротствами и бизнес-контрактами. Будучи левой активисткой, эта ученая дама рассматривалась Обамой в качестве кандидата в члены Верховного суда на место, освободившиееся в связи с отставкой Джона Пола Стивенса. Однако президент выбрал не ее, а Елену Каган. Назначение госпожи Уоррен главой новой бюрократической организации означает ужесточение правительственных мер по отношению к банкам, что может серьезно повредить потребителям, которых эта организация призвана защищать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий